They will understand us in 100 years. Lazar Khidekel at the National Art Museum of the Republic of Belarus

первая в Беларуси персональная выставка яркого представителя авангарда.

Event Venue:

The National Art Museum of the Republic of Belarus
20 Lenin St
Mins, Berolus

Event Date:

Feb 15 - April 15, 2020

В феврале 2020 года исполняется 100 лет с момента основания художественного объединения УНОВИС, созданного в Витебске по инициативе Казимира Малевича. УНОВИС стал центром мирового авангарда и отправной точкой новаторских направлений искусства XX и XXI веков. Те несколько лет, с 1918-го по 1923-й, оказались уникальным периодом, который позднее вошел в анналы мировой художественной культуры. Лазарь Хидекель - один из создателей художественного объединения УНОВИС в Витебске, ученик Марка Шагала, Эль Лисицкого и Казимира Малевича. Выдаюшийся художник супрематист, который в своих ранних работах предвосхитил Минимал-арт, он вошел в историю как первый в мире супрематический архитектор, новатор, художник, автор первого архитектурно-экологического манифеста XX столетия «АЭРО» и беспрецедентно опережающих время проектов городов будущего и эко-городов. В 1920-30е гг. Лазарь Хидекель создает проекты архитектуры будущего, предлагая гуманный путь развития цивилизации, где забота об индивидууме и природе равноценно важны. В его проектах города будущего приближены креальности, к человеку, обретающему возможность жить на земле, пользоваться ее плодами, любоваться естественными пейзажами, дышать чистым воздухом, и в тоже время сохранять экологию земли. С конца 1930х годов на долгие годы его авангардные проекты были забыты. Изучение наследия Лазаря Хидекеля началось во второй половине двадцатого века, когда в мире вновь заговорили об искусстве авангарда и супрематизма, а такие архитекторы как Заха Хадид, Даниель Либескинд признавали, что влияние супрематизма было решающим в их творчестве. Новый сдвиг в более широком и глубинном понимании актуальности наследия Лазаря Хидекеля начался в 2000-х годах с переосмыслением экологических проблем. Бережно хранимые, его работы пережили одни из самых страшных бедствий XX века: от сталинских чисток до нацистской блокады Ленинграда. Лазарь Хидекель никогда не покидал Советский Союз, но он также никогда не подчинился режиму, отказавшись от своего искусства. Фраза Лазаря Хидекеля «Нас поймут через 100 лет» оказалась пророческой, и ровно век спустя Беларусь вспоминает о всемирно признанном гении. Выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» - первая в Беларуси персональная выставка яркого представителя авангарда.

Организаторы выставки:
Центр белорусско-еврейского культурного наследия
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Компаниия А1
Общество Лазаря Хидекеля

Кураторы выставки:
Майя Кацнельсон
Екатерина Изофатова

Партнеры:
Национальная комиссия Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО
Гете-Институт в Минске
Музей истории Витебского народного художественного училища
Архитектурная компания «Level 80»
Компания «Feeling Digital»
Отель и ресторан «Дом Залкинда»
Адвокат Сергей Зикрацкий
Рекламная компания «Свет города»
Школа архитектурного мышления
Willing hotel

Работы Лазаря Хидекеля, представленные на этой выставке и опубликованные в каталоге, относятся к Собранию Семьи Лазаря Хидекеля ©All rights reserved. Проект #UNOVIS100 реализуется Центром белорусско-еврейского культурного наследия совместно с Музеем истории Витебского народного художественного училища и компанией А1. Серия мероприятий, приуроченных к 100-летию УНОВИС, началась с вручения Международной Премии имени Лазаря Хидекеля за инновационные и экологические решения в архитектуре.

PRESS

 Прямая трансляция лекции Георгия Заборского «Пространство утопий» в рамках выставочного проекта «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» via Facebook

"Придумал хэштег и города будущего: в Минске открылась выставка Хидекеля" via Sputnik.by

"Попсовых имен не ждите – Центр белорусско-еврейского наследия об общей истории" via Sputnik.by

Read "Касмічны ген супрэматызму" via «Мастацтва» No.2 (443)  (in Belosussian)

Read "БУДУЩЕЕ ИЗ ПРОШЛОГО" via "ИСКУССТВО" No.6 (96) 2019-2020 (in Russian)

Read #UNOVIS100 via Belavia OnAir, Feb 2020 edition

Серия лекций, посвящённых супрематической тематике:

22 февраля

Читает Андрей Духовников, директор Витебского центра современного искусства

29 февраля - Диалог и дискурс: наследие Лазаря Хидекеля

Читают Регина Хидекель, доктор искусствоведения, президент Общества Лазаря Хидекеля, Марк  Хидекель, доктор наук (архитектуры), архитектор, Роман Хидекель, архитектор

14 марта - Метафизическое и Реальное. Малевич, Лисицкий, Хидекель

Хидекель - библейское древнееврейское название реки Тигр. Так в имени и образе Лазаря Хидекеля соединились метафизика древности и футурология «архитектуры земной поверхности» (термин К. Малевича). Обсуждается движение от метафизики к Реальности в теории и практике УНОВИСа, во взаимодействии лидера супрематизма Казимира Малевича и членов УНОВИСа Лазаря Лисицкого и Лазаря Хидекеля.

 Читает Игорь Николаевич Духан, доктор философских наук, кандидат архитектуры, заведующий кафедрой «Искусства и средового дизайна» Белорусского государственного университета

21 марта - Размышления о будущем Умных городов

Читает Георгий Заборский, архитектор и исследователь, основатель креативного кластера МЕ100. 

4 апреля - "Супрематизм и скульптура". 

Читает Павел Войницкий, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн архитектурной среды» Белорусского национального технического университета

11 апреля - Супрематическая архитектура: от абстрактного к реальному

Целью супрематизма Малевич  в текстах витебского периода провозглашал миростроение, изменение «всей архитектуры вещей земли». Стремление к этой цели воплощено в архитектонах Малевича и проунах Лисицкого, ему близки поиски Габо, проекты Иогансона, искания многих творцов эпохи. Возможно, на их фоне может показаться, что замыслам Хидекеля не хватает космических амбиций, но именно им было суждено воплотиться в реальной архитектуре.

Читает  Светлана Смульская, кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Белорусская и мировая художественная культура» Белорусского государственного университета культуры и искусств.